Как выбрать хорошие беговые лыжи

9 Января 2015

Прогресс не стоит на месте. Даже рекомендации 10-летней давности по выбору лыж во многом устарели. Мало того: любители стали все чаще покупать себе инвентарь ТОП-уровня

Несмотря на желание поговорить о нюансах, начать придется все равно с самого простого. Как минимум, давайте вспомним, чем отличаются лыжи для классического и конькового хода.

Отличия классических лыж от коньковых

Коньковые лыжи должны только скользить всегда и везде, а классические призваны скользить и держать попеременно. Это главное и весьма принципиальное отличие. Именно из-за необходимости работать на держание классические лыжи мажут мазью держания под «колодкой» (от начала или середины пятки ботинка к мыску лыжи примерно на 55-60 см). На коньковые лыжи никаких мазей держания не наносят. Их готовят только на скольжение (парафинами, ускорителями и прочими средствами) и слово «мазь» применительно к ним не используют.

Мысок современной классической лыжи намного выше, чем у коньковой (ТОП-уровень)

Классические лыжи длиннее коньковых примерно на 15 см (из-за необходимости и скользить, и держать). Из-за большей длины и меньшей жесткости классическими лыжами сложнее управлять в скоростных поворотах (на спусках), если их проходить вне лыжни переступанием. Однако, при классическом ходе в большинстве случаев двигаются именно в лыжне, поэтому у этого инвентаря всегда высоко подняты мыски в отличие от современных коньковых лыж ТОП-уровня (см. фото выше).

Коньковые лыжи используются на подготовленной широкой и твердой трассе, поэтому в последние годы производители коньковых лыж высокого уровня «обрезают» им мыски. Это улучшает аэродинамику и снижает вес лыжи, но не позволяет на них «топтать целину». С таким инвентарем стоит быть внимательнее на краях трассы вблизи снежных отвалов — если мысок попадет в сугроб, падения избежать трудно.

В продаже можно также встретить и универсальные лыжи, которые чуть жестче классики и чуть короче ее. Это вариант «ни рыба, ни мясо». 

Работа колодки у классических и коньковых лыж

Колодка классической лыжи должна работать на держание, плотно прилегая к лыжне при толчке одной ногой, но при этом она НЕ должна касаться лыжни при скольжении на двух ногах. Исходя из этого принципа появился традиционный совет по выбору классических лыж: если вы стоите на двух ногах (на лыжах) на твердом ровном полу, под их колодкой должен оставаться зазор (в который легко проходит лист бумаги), но при переносе веса тела на одну ногу (лыжу), ее колодка должна полностью ложиться на поверхность и лист бумаги под колодкой уже проходить не должен.

Эпюра давления на снег классических лыж при 50% и при 100% веса лыжника

Разница между загруженной и разгруженной колодкой при такой проверке составляет 50% от веса лыжника — это огромная величина!!! Поэтому довольно легко подобрать несколько пар лыж, удовлетворяющих описанному условию (с бумажкой), так что одна из пар будет хорошей, а другие «не очень». Описанный фокус с листом бумаги способен отличить лыжи под вес 60 кг от лыж под вес 80 кг, но с его помощью крайне трудно найти лыжи точно на 55-60 кг или точно на 75-80 кг. И уж тем более, с помощью этого метода нельзя отличить хорошие лыжи на 80 кг от посредственных лыж на тот же вес.

У коньковых лыж колодка почти не оказывает давления на снег, поэтому на жестком ровном полу под ней всегда остается зазор. Иногда можно даже встретить советы по величине «оптимального» зазора под колодкой коньковой лыжи, но на наш взгляд это от лукавого. Даже идеально (!) подобранные коньковые лыжи элитного уровня от одной (!) фирмы-производителя, но рассчитанные на разные погодные условия, будут иметь разный зазор под колодкой. А кроме того, его величину определяют щупами с шагом 0,05мм при проверке лыж на специальном оборудовании. Неровность же любого пола на длине лыжи будет на порядок больше! Впрочем, одно в этом принципе действительно ценно: если лыжа легко и стабильно (как ни крути ее на якобы ровном полу) ложится колодкой на поверхность даже при НЕ полном переносе массы на одну ногу, это как минимум НЕ лучшие коньковые лыжи на ваш вес.

Эпюра давления на снег коньковых лыж при 50% и при 100% веса лыжника

Суть описанного эксперимента с листом бумаги желательно понимать, поскольку он хорошо передает физический смысл. Однако, с помощью бумажек сегодня уже нельзя выбрать сколь-нибудь хорошие лыжи. Разве что отбраковать откровенное барахло.

До чего дошел прогресс

Современные лыжи имеют сложную характеристику давления на снег. У лыж высокого уровня это специально создаваемые сложные эпюры (закономерности изменения давления по длине от носка к пятке), которые отличаются у лыж, рассчитанных на разные погодные условия. У бюджетных моделей есть некое подобие тех же эпюр — то, что удалось сделать «за эти деньги».

Хорошее скольжение лыжи по снегу достигается за счет небольшой водяной пленки на поверхности контакта со снегом. Эта пленка образуется за счет трения. Воды должно быть и не много и не мало. Если будет мало, лыжа будет тупить. Если много — подлипать. Поскольку различия в условиях (температура, влажность, плотность) влияют на образование этой водяной пленки, то и давить на снег нужно по-разному.

Для классической лыжи имеет большое значение, какая получится длина колодки под мазь при вашем конкретном весе и высота ее свода (зазор) при частичной нагрузке. От этого в частности зависит, будет ли колодка хорошо держать, а также под какой тип мази она подойдет — под твердые или под клистиры (клистирная колодка короче). Имеет значение, при какой загрузке колодка окажется задавлена. Для сильного лыжника предпочтительнее, когда колодка ложится лишь при большой загрузке, а для любителя, наоборот, лучше иметь колодку помягче. Наконец, помимо работы колодки на держание, эпюра давления классических лыж, также как и у коньковых, может быть «теплой» или «холодной».

Теплая и холодная эпюры давления на снег (коньковые лыжи)

Принято считать, что есть две основных эпюры давления на снег — «теплая» и «холодная» (иногда их именуют буквами С и В). Для теплой погоды (ноль и теплее) выгоднее иметь короткие острые пики давления (см. рис.), для умеренно холодной погоды (-1..-10) без свежего снега выгоднее иметь длинные горбы без острых вершин. Но напрашивается вопрос: а в остальных условиях? Какая эпюра лучше, если выпал свежий снег? Или если на улице -15..-20 градусов?

Кроме использования разных эпюр давления лыжи ТОП-уровня также выпускаются с разными мысками — жесткими или мягкими. Первые обычно имеют в маркировке букву H от английского Hard. Вторые могут маркироваться по-разному, ибо все пытаются иметь не повторяющиеся названия. В любом случае, продавец лыж элитного уровня обычно знает, какие мыски имеют те или иные модели лыж.

Пример маркировки лыж. Верх - "холодная классика", низ - "конек" обычной жесткости (не жесткий мысок)

На жесткую плотную трассу (иногда говорят «на бетон») обычно выбирают лыжи с жесткими мысками, а на свежий снег (на мягкую трассу) лыжи с мягкими мысками. При этом они могут оказаться по эпюре давления как холодными, так и теплыми. В очень сильный мороз могут «поехать» как лыжи с теплой эпюрой так и с холодной, в зависимости от жесткости трассы. На «бетон» чаще выбирают более жесткие, а на мягкую трассу (что при сильных морозах редкость) менее жесткие.  Какая пара лучше поедет по свежему снегу, однозначно сказать трудно. Все зависит от толщины свежака и состояния подложки, на которую он лег. Но в любом случае, при свежем снеге работа лыж очень чувствительна к структуре, нанесенной на скользящую поверхность — это еще один фактор, который приходится учитывать. Однако, о структурах мы поговорим чуть позже. А пока расскажем, как выбирать лыжи тем, кто НЕ претендует на инвентарь ТОП-уровня.

Как выбирать беговые лыжи начинающим

Читателю могло показаться, что для любительского уровня мы даем лишнюю информацию. Но описанное выше довольно важно для понимания подхода к выбору лыж. С точки зрения качества работы на трассе (хорошего скольжения и держания) лыжи следует выбирать по весу (лыжника), но с точки зрения удобства управления (прежде всего в поворотах) ориентируются на рост. Если вы стройны и имеете индекс массы тела близкий к профессиональным лыжникам, оба способа подойдут. Но при лишних килограммах придется ломать голову — чем пожертвовать. 

Производители дают разные рекомендации. Например, компания Fischer предлагает заполнить калькулятор, который попытается учесть и то и другое (и даже возраст спросит). Однако, в описании продукции вы увидите, что основу рекомендаций составляет именно подбор по весу лыжника, причем как для конькового инвентаря (ссылка на пример)...

Рекомендации Fischer по подбору коньковых лыж ТОП-уровня

... так и для классического (ссылка):

Рекомендации Fischer по подбору классических лыж ТОП-уровня

В этих таблицах сокращения soft, med и stiff означают три различных варианта жесткости: мягкие (soft), средние (med) и жесткие (stiff).

Другой производитель мирового уровня Madshus подошел к вопросу иначе. На своем сайте компания дает таблицы по предварительному (!) выбору длины лыж на основе роста лыжника, а не веса...

Рекомендации Madshus по выбору лыж на основе роста лыжника

... при этом на каждой паре лыж высокого уровня указан оптимальный вес (см. фото ниже) для каждого из трех вариантов по жесткости. А новые модели ТОП-уровня (серия RED) имеют встроенный в колодку электронный чип, который хранит информацию о данной паре, полученную при измерениях на заводе (технология emPower). Достаточно поднести к лыже мобильный телефон, поддерживающий стандарт NFC, с установленным на него приложением My Madshus, чтобы получить данные об антропометрических параметрах идеального для данной пары лыжника.

Важный момент: принципиальных различий по росто-весовому подбору между лыжами разных производителей качественного инвентаря нет! Различия лишь в том, что лыжник с избыточным весом в одном случае (выбирая по весу) может получить хорошо едущую, но не очень удобную по длине пару, а в другом случае (подбор по росту), удобную по длине, но не оптимальную по скоростным качествам. 

Выбор лыж высокого уровня

Два самых важных фактора при выборе лыж ТОП-уровня остаются примерно теми же, что и в случае с бюджетными моделями: вес лыжника и назначение лыж. Только, если прежде под назначением понимался стиль («классика» или «конек»), то теперь это более узкая специализация лыж по температурным условиям и степени жесткости трассы.

Фактор температуры и весовая характеристика лыж, хоть и являются разными переменными, тем не менее, связаны друг с другом. Те лыжи, которые хорошо поедут по теплой погоде под лыжником весом 75 кг никогда хорошо не поедут по той же погоде под лыжником весом 90 кг! Но они могут при определенных условиях хорошо поехать под более тяжелым человеком при более низких температурах. Поэтому на элитных лыжах можно встретить неожиданную на первый взгляд весовую маркировку 75-90 кг (см. ниже). Как ее понимать?

Такая маркировка способна ввести в заблуждение непосвященных

Дело в том, что будучи загруженной НЕ полностью, лыжа будет давить на снег лишь частью скользящей поверхности (СП). Давление в этом случае сосредоточится на коротких участках, что будет формировать более «теплую» эпюру давления на снег. Поэтому можно упрощенно говорить, что лыжи с теплой эпюрой всегда чуть более жесткие. Но если нагрузка на ту же самую пару вырастет (больше масса тела), лыжи будут ложиться на снег большей частью своей скользящей поверхности. Соответственно, эпюра давления станет холоднее.

Итак, одна и та же лыжа часто может оказаться как теплой, так и холодной, в зависимости от массы лыжника. Хотя такие метаморфозы происходят в относительно узком диапазоне температуры и веса, их нельзя сбрасывать со счетов. Изменение веса тела на 5-7 кг может увести оптимальную температуру для лыж (с точки зрения эпюры) на 5-10 градусов. Однако, как быть со структурой (структура — это специально созданный рисунок, состоящий из микронеровностей, см. фото ниже)?

Пока структура не нанесена, пара лыж может считаться одновременно и теплой и холодной; одновременно и на 75-80 кг и на 85-90 кг...  Чем-то напоминает принцип неопределенности Гейзенберга в физике (не все его проходили, так что, если не помните, не страшно). После нанесения на лыжу конкретной структуры, она (лыжа) становится узко специальной как по температуре применения, так и по весовой характеристике.

"Структура" - это специально нанесенные на скользящую поверхность лыжи микро неровности

Скажем, при нанесении на пару маркированную весом 75-90 кг теплой структуры, она способна «поехать» под лыжником весом 75-80 кг по теплой погоде. При нанесении на ту же пару более холодной структуры (-2..-10) она покатит под человеком весом 85-90 кг при умеренном морозе. А что же тогда в середине, между 80 и 85 кг, спросите вы?

Перед нанесением структуры лыжу полагается промерить на флексторе, чтобы получить более точные данные. После таких измерений уже не будет разброса в 15 кг. Вместо него останутся один или два узких весовых диапазона (в зависимости от конструкции лыж). Например, пара будет определена как теплая для лыжника весом 78 кг или как холодная на вес 84 кг. Впрочем, бывают конструктивные особенности, лишающие лыжи подобного дуализма (теплая-холодная).

После завершения всей процедуры подготовки (измерения на флексторе и нанесения структуры) на лыжи наклеивают стикер с указанием точного веса и специализации данной пары. Некоторые производители записывают расчетный вес с точностью до долей килограмма! Однако, от этой цифры можно смело отклоняться на пару килограммов в любую сторону. При этом несоответствие в 5 кг может оказаться фатальным.

Тем не менее, если вы случайно купили лыжи на чужой вес, не спешите их продавать.

Что делать с неудачной парой лыж

Три основных фактора, влияющие на качество скольжения лыж: эпюра, структура, смазка! Самый важный — первый (эпюра), а не третий! Соответственно лыжа может не ехать в первую очередь по эпюре, во вторую очередь по структуре.

Чаще всего проблема хороших лыж - найти погоду, при которой они заработают

Самая сложная и одновременно важная задача: найти вес лыжника, при котором эпюра заработает (если она вдруг не работает под вами). Для этого можно попросить товарищей с чуть большим и чуть меньшим чем вы весами откатать ваши лыжи при той погоде, на которую данная пара ориентирована. Но делать это нужно путем сравнения с нормально едущим эталоном. Есть большая вероятность, что один из друзей похвалит ваш инвентарь, а второй порекомендует от него избавиться. Такой расклад даст основания полагать, что кто-то из друзей больше соответствует вашей паре по весу, чем вы. Если покатит у более тяжелого, то лыжа чуть более жесткая, чем нужно вам под данную погоду. Если поедет под более легким лыжником, то вам она в этих условиях чуть мягковата.

Если лыжи излишне жесткие, то они поедут по очень жесткой леденистой трассе. Они же могут заработать на свежем снегу, если его не много (хотя здесь очень важна структура). При этом на мягких трассах (сильно разбитых или после хорошего снегопада) такие лыжи будут зарываться.

Если лыжи излишне мягкие, то их удел — среднеморозная погода и мягкие трассы. Если очень мягкие - сочетание того и другого.

Вторая задача — понять, работает ли структура при тех условиях, на которые вы рассчитываете (и если нет, то почему). Это требует экспериментов с разными погодными условиями. При этом в каждой ситуации полезно понять, что происходит с лыжами на разных скоростях: при работе в подъемах (медленное скольжение) и в конце спусков (на высокой скорости). Очень часто бывает, что лыжи тупят на маленькой скорости, но раскатываются на спусках, или наоборот, нормально работают на лыжной прогулке, но категорически не желают набирать высокую скорость. Если, как в первом случае, проблемы только на маленькой скорости, вашим лыжам холодно. Если же имеет место плохое скольжение только на высоких скоростях, лыжам жарко.

Отдельно стоит сказать о классических лыжах. С точки зрения работы на скольжение здесь ситуация аналогична, но появляется специфика работы колодки на держание. С излишне жесткими лыжами не удается нормально задавить колодку, поэтому лыжи «стреляют».

Традиционный принцип лечения: «Толще, длиннее, теплее»: вначале мазать толще, затем, если не помогает, попробовать увеличить длину намазанной колодки. Ну а последнее «теплее» касается попадания в погоду, и с жесткостью лыж не связано.

Излишне мягкая классика будет тупить, поэтому потребуются эксперименты с ее длиной (под мазь). Придется попробовать уменьшить длину колодки на величину от 3-4 см (аккуратная коррекция) до 6-8 см (радикальная коррекция). Это может помочь со скольжением, но держание будет при этом хуже.

Колодка классических лыж под мазь держания

Да, чуть не забыли... Искать проблемы у новой пары лыж нужно НЕ на первой тренировке, а после всех необходимых процедур: нормальной обкатки (200-300 км), полного удаления ворса на СП (по мере набора обкаточных километров), профессиональной подготовки пары на скольжение. И главное — после обретения твердой уверенности, что проблемы связаны именно с лыжами, а не с лыжником.

Как правильно откатывать лыжи?

Самый простой способ выбора пары лыж на данные погодные условия (или сравнения с лыжами товарища): сравнить скорость двух лыжников в конце спуска, если они начали движение на спуск на одинаковой скорости, находились в одинаковой низкой или средней стойке и ехали параллельными курсами (!) по идентичному покрытию. Очевидно, для такой проверки требуется помощник с заведомо хорошей парой лыж. Обычно таким образом люди узнают правду о своем инвентаре во время соревнований. Это организационно сложно, но весьма показательно. Впрочем, и здесь тоже есть нюансы.

Главный, но весьма важный нюанс: с точки зрения спортивного результата во многих случаях оказывается важнее, как работают лыжи на подъемах, а не на спусках. Ведь на спуске (при масс-стартах) можно пристроиться в чью-то аэродинамическую тень, компенсировав чуть худшее скольжение. С подъемами этот фокус не проходит — тут каждый сам за себя, аэродинамика работает в минимальной степени. Именно по этой причине коньковые лыжи обязательно проверяют «в раскат», для чего многократно забираются в спокойном темпе в какой-нибудь пологий подъем, и затем с него спускаются. Причем, спускаются не просто стоя на параллельных лыжах, но слегка работая ногами.

Если есть возможность сравнить две пары, лучший способ — взять по одной лыже из каждой, одев их на правую и левую ноги. Меняя их с одной ноги на другую, понять, какая лучше едет в раскат будет гораздо проще, чем при последовательной откатке разных комплектных пар.

Классические лыжи тоже удобно проверять на пологом подъеме, вначале работая вверх на одних ногах, затем спускаясь на малой скорости вниз «на параллельных» в лыжне (кстати, последнее лишено смысла для конькового инвентаря).

Традиционная откатка лыж с пологого спуска иногда бывает совершенно бесполезна

В любом случае (конек или классика) самую ценную информацию можно получить работая на небольшой горке, а не на равнине. Однако, едва ли не самой бесполезной будет проверка, которую проводят любители чаще других: скольжение на коньковых лыжах вниз с очень пологого спуска на очень малой скорости до полной остановки. Этот способ подходит только для предварительного выбора варианта смазки бригадой смазчиков, но никак не для выбора пары лыж. Коньковая лыжа большую часть времени несет на себе всю массу лыжника, а не половину его веса. А кроме того, качество скольжения на скорости 2 км/ч и на скорости 20 км/ч отличаются весьма существенно, как с точки зрения эпюры давления, так и с точки зрения структуры.

Ох уж эти нюансы

Сколько бы букв мы еще не написали на данную тему, всегда что-нибудь останется недосказанным: как влияет на работу лыж смещение креплений по NIS-платформе (вперед-назад), что меняет другой угол постановки ботинка при использовании клиновидных креплений (у них мысок ботинка чуть приподнят по сравнению с пяткой), какие бывают разновидности пластика при изготовлении СП. Одних только структур у каждого производителя больше десятка вариантов.

Встречаются лыжи с комбинированной эпюрой давления (спереди холодная, сзади теплая) или с нелинейным характером изменения жесткости при загрузке. Бывает карвинговая геометрия (с более узкой колодкой в сравнении с мыском и пяткой) или стреловидная в передней части и равномерная в задней. Применяются сильно обрезанные мыски у коньковых лыж или умеренно обрезанные с фигурно вырезанным в них отверстием. Предлагаются как традиционные подходы к подготовке лыж с готовыми структурами на скольжение (парафинами), так и их циклевка специальными циклями (под разные температурные условия) без последующего нанесения парафинов (или с нанесением). В общем, это целый мир, в который мы попытались вас пригласить. Так что...

Добро пожаловать!




Масао Накамура, 29 Июля 2015
Месяц назад купил Fischer Sporty Crown [ссылка удалена модератором]. О выборе не жалею, на данный момент на альпах, краш тест прошли успешно, сидят очень удобно =)

admin, 29 Июля 2015
Друзья и коллеги! Пожалуйста, при необходимости дать ссылку указывайте сайты официальных производителей, а не на раскручиваемые ресурсы.
Надеемся на понимание.
Спасибо.

Илья Тимофеев, 1 Октября 2015
Самая лучшая статья по теме. Я нашел в нем все интересующие меня ответы!!! Спасибо авторам и сайту!!!

admin, 1 Октября 2015
Спасибо!

Айрат Амиров, 4 Февраля
Спасибо за статью.Очень многое стало понятно.

admin, 4 Февраля
И Вам спасиБо!

AntonChe71, 21 Сентября
Добрый день, подскажите как правильно подобрать лыжи fischer speedmax по fa и hr, на шлифт Р5-5, вес 82 рост 186.

Добавление комментария